Региональные сайтыРегиональные сайты
ПоискПоиск

Историческая справка

Если история самого Манского района насчитывает 85 лет, то история территории, на которой расположен район, насчитывает тысячелетия. Эта земля стала центром слияния различных народов и культур, на протяжении веков здесь обострялись и разрешались духовные, культурные противоречия, шла борьба за земли.

Вехи истории: слияние культур

Наиболее яркой считается Тагарская культура, рожденная 2800 лет назад. Былое могущество Тагарской культуры сохранилось в образе грандиозных курганов, усыпавших всю Енисейскую котловину. Создатели Тагарской культуры, европейского вида люди (высокие, светловолосые, голубоглазые) были последними палеосибиряками. Тагарское общество просуществовало 800 лет и, когда оно пришло в упадок, 2000 лет назад его сокрушили гунны.

Однако живая культура палеосибиряков не исчезла. Она оказалась настолько сильна, что ее наследником стал реликтовый сибирский народ – кеты. Язык кетов не вписывается ни в одну языковую группу. Это язык палеосибиряков, дошедший до нас со времен каменного века. Можно слышать его и в названиях манских притоков: Жержуп, Кержуп.

Через 400 лет после нашествия гуннов в Енисейской котловине образовался новый народ – кыргызы. Облик кыргызов был уже монголоидным. Могущественное кыргызское царство провело всю свою шестисотлетнюю историю в войнах с соседями, пока не развалилось под ударами Чингисхана. Князья кыргызского царства были тогда оттеснены севернее в красноярские лесостепи. К этому времени относятся некоторые археологические находки кыргызского происхождения на берегах реки Маны. На руинах кыргызского царства был создан многоплеменной народ – енисейские кыргызы, которые за несколько столетий сформировали новый народ – хакасов. Имя хакасы было искусственно позаимствовано от имени когда-то покоренного гуннами, а затем пришедшего с ними племени хягасс.

События на Алтае в 526 году, когда восставший против своих угнетателей жуженей, народ тюркос с воинственным криком и победной эйфорией хлынул на просторы Сибири, тоже оказали свое влияние на формирование исторического лица Манской земли. Их язык затопил тюркским морем необъятные земли от Китая до Днепра. Тогда в прибое тюркоязычного моря появились названия и на Манской земле: Кжелак, Сергулак.

Русские пришли в Енисейскую котловину во времена владычества енисейских кыргызов, постепенно подавляя с севера их сопротивление. Уже более трехсот лет на Манской земле звучит русская речь. Современные русские названия уверенно вписались в летопись Манской земли, так же как имя Баджей домонгольского героя тюрского эпоса.

Особое значение для формирования исторического облика нынешней территории Манского района имеют события, происходящие когда-то и на площадях Минусинской котловины. Она издавна славится богатством следов пребывания человека самых разных эпох, от палеолита до Средневековья. Афанасьевская, окуневская, андроновская, карасукская, тагарская, таштыкская, – эти культуры существовали здесь с III тысячелетия до н.э. до первой половины I тысячелетия н.э. Уже почти триста лет ученые исследуют настоящее «царство археологии», могильники и остатки жилищ, рудники, оросительные каналы, руины крепостей, наскальные рисунки и каменные изваяния – памятники вышеперечисленных культур.

Другая великая земля – Манское белогорье, рождала народы уже не такие воинственные, как народы Енисейской котловины. Но сказано: «Кроткий унаследует землю». Видимо поэтому удачнее сложилась судьба древних саянских народов. Они не погибли под копытами северо-китайских кочевников. Они не шли завоевывать мечом и огнем соседние народы. В Манском белогорье шла другая, мирная жизнь, там одомашнивали дикого оленя. Они с миром прошли за тысячелетия от Саян до центра Европы. Саянская земля стала прародиной финно-угорских народов, их язык дожил до наших дней в названии рек Колба, Ирба, Лейба, Тонойбы. Когда эстонцы, уже в наше время, прибыли на Манскую землю, то они с удивлением нашли некоторое созвучие названий местных речек с их родным языком. Они вернулись в Саяны через тысячелетия, на землю, из которой вышел их пра-пра-народ.

Так Манская земля стала местом слияния различных культур, тысячелетним прибежищем гонимых скитальцев. Берега реки Маны принимали век от века человеческие страдания. Вода умиротворяла метущиеся и рыдающие души людей. Манская земля могла принести успокоение, потому что она сама выстрадала за миллиарды лет боль подземных бурь и смятений. Она всегда была местом культового поколения многочисленных народов Присаянья. И ее скалистые берега несут их молитвы в рисунках – солнца, шаманов, бубна, оленей и всадников.

Вехи истории: вчера и сегодня

Первое архивное упоминание о поселении на территории района относится к 1782 году. В первой четверти XIX века началось активное заселение и освоение территории района казаками. В списке населенных мест Енисейской губернии деревня Шало названа казачьей. Основано село Шалинское в 1835 году, а в 1893 году оно стало центром волости.

За годы столыпинской аграрной реформы в Енисейской губернии было образовано несколько тысяч хуторов. Так, в Манском районе на период переписи 1926 года насчитывалось 667 хуторских хозяйств, которые располагались в таежных местах, преимущественно на реках Имбеж, Колба, Манна. Хуторянами становились, в основном, выходцы из Прибалтики, а также новоселы из Белоруссии.

Яркой страницей в истории Манского района было создание на территории 5 волостей в 1918 году Степно-Баджейской партизанской республики, внёсшей огромный вклад в становление Советской власти в Сибири. Силами партизан было освобождено 14 волостей, в которых была восстановлена советская власть. Степно-Баджейская партизанская республика просуществовала 7 месяцев и 8 дней – до 14 июля 1919 года. Во многих населённых пунктах есть памятники-захоронения красным партизанам, погибших в боях с колчаковскими войсками.

В 1924 году на территории Манского района было уже 90 населенных пунктов, где проживало 22037 тыс. человек. Самым памятным явлением той поры, оставшимся во многочисленных воспоминаниях, стало образование в 1925 году коммуны «Красный партизан», созданной бывшими участниками партизанского движения под председательством Никона Григорьевича Антонкина. В тридцатые годы, при организации колхозов, эта коммуна послужила примером для других коллективных хозяйств.

В 1931 году был образован первый совхоз в Манском районе: его так и назвали «Первоманский». Летом 1932 года здесь были построены коровники, крытые соломой, и свинарники-корпуса, а к зиме со скотных дворов колхоза переселились в новые корпуса уже совхоза. Завезли несколько свиней новой породы, и к 12 декабря 1933, согласно протоколу собрания коммунистов, совхоз сдал государству 66 центнеров свинины.

Сороковые годы XX века стали для жителей Манского района, как и для всех граждан нашей Родины, настоящим испытанием. На фронт Великой Отечественной войны ушли более 8600 манцев, из них 2640 не вернулись с полей сражений. Их именами сегодня названы многие улицы поселков. В с. Шалинское с 1942 до начала 1947 года работал военный госпиталь, эвакуированный из г. Житомира вместе с медицинским персоналом и их семьями. Госпиталь располагался в зданиях школы и клуба.

Послевоенные годы отмечаются восстановлением и позже подъемом всех отраслей производства. В 50-е годы создается коопзверопромхоз, специализирующийся на заготовке пушнины и даров тайги, организовывается Манский откормсовхоз, наращивают объемы производства лесозаготовительные предприятия. К середине 50-х годов численность населения района достигает наивысшего показателя – 36 тысяч человек.

К 60-70 гг. сельское хозяйство добилось больших успехов. В этот период несколько колхозов были реорганизованы в совхозы. Колхозы и совхозы строили школы, клубы, электростанции. А механизаторы Шалинской МТС Е. Махнутин, Л. Егоров даже смонтировали и установили в коровнике колхоза «Красный Октябрь» подвесную дорогу.70-80 гг. характеризуются бурным развитием сельского хозяйства. В этот период значительно увеличиваются объемы производства мяса, молока, зерна.

Введен в действие свинокомплекс на 54 тысячи голов в п. Первоманск. Одновременно строится жилой поселок с благоустроенными квартирами и объектами соцкультбыта.

Позже Первоманский совхоз четырежды становится участником ВДНХ СССР, награжден Юбилейной Почетной грамотой ЦК КПСС, Президиума ВС, Совета министра СССР, орденом трудового Красного Знамени. Хозяйство трижды получает переходящее Красное Знамя Совета министра РСФСР. Орденами и медалями отличен труд 74 работников совхоза.

Первые тонны продукции выдает Камарчагский комбикормовый завод, активно строятся и развиваются совхозы «Камарчагский» и «Покосинский».В эти же годы достигают наивысших объемов лесозаготовок до 500 тыс. куб. в год Унгутский, Баджейский, Камарчагский, Нарвский леспромхоз, лидером в отрасли является Нарвский РМЗ.

90-ые годы стали для всей страны периодом обновления, реформирования, они принесли глобальные перемены. Это период массового акционирования, реорганизации предприятий. Леспромхозы и совхозы постепенно теряли свои позиции, слабели и прекращали деятельность, создавались акционерные общества, товарищества, производственные кооперативы, фермерские хозяйства. Несмотря на то, что производство сельскохозяйственной продукции по сравнению с 80-ми годами сократилось в несколько раз, агропромышленный комплекс остается наиболее развитой отраслью экономики района и в настоящее время.

Сегодня Манский район – это активно развивающаяся территория Красноярского края. В 2009 году району исполнилось 85 лет. Если для человека – 85 – это солидная дата, то для района – это только начало. Сейчас он стоит на пути дальнейшего развития, процветания и новых возможностей. Жителям Манского района есть чем гордиться. Оценивая настоящее, они могут сказать: у нас есть все, чтобы уверенно смотреть в будущее. Славные традиции, богатый природно-ресурсный потенциал и замечательные люди, – серьезная заявка на перспективное развитие.

Краткое описание приходов Енисейской епархии.

Красноярский уезд. 1916 год.

Примечание: стиль и орфография сохранены по источнику сведений.

Кускунский Петро-Павловский приход открыт в 1857 г., будучи выделен из прихода Березовского. с. Кускунское распо¬ложено на левом берегу реки Есауловки, в 7 верст, от р. Кускунки, в таежной, болотистой и нездоровой местности. От епархиального города с. Кускунское находится в 54 версты., от жел.-дор. станц. Сорокино в 14 верст., от почтового отделения при ст. Зыково в 31 в., от врачебного пункта в с. Вознесенском (Ботое) в 25 в. Волостное правление находится в самом селе. К приходу, кроме села, принадлежит поселок Самарский, находя¬щийся в 12 в. от села и заселенный переселенцами из Витебской, Могилевской и Минской губерний. Храм в приходе один, деревянный, однопрестольный, построен в 1862 г. Церковная библиотека бедна. Летопись ведется с открытия прихода. В с. Кускунском имеется церковно-приходская школа, в которой обучается до 60 чел. детей. Штатный причт состоять из священника с жалованьем в 400 р. и псаломщика с жалованьем в 150 р. Братских доходов получается на причт до 500 р. в год. Причтовых домов два; оба в неудовлетворительном состоянии. Причтовой земли 99 десятин. Земля лесная и сенокосная. Церковной земли 20 десятин; вся она под осиновым лесом. Населения в приходе 1975 душ обоего пола. Жители прихода занимаются земледелием, вывозкой дров в Красноярск, добычей кедровых орех и охотой на белку.

Нарвинский Троицкий приход открыт в 1910 г. Выделился из прихода с. Шалинского. С. Нарва стоит на правом берегу р. Маны в сырой болотистой и нездоровой местности. От епархиального города село находится в 125 верст., от ж,-дор. станц. Камарчага в 50 в., от Кияйского почтового отделения, волостного правления и врачебного пункта в 15 в. В состав прихода, кроме села, входят пять деревень, находящихся на расстоянии от 5 до 15 в.: Кияйская, Тюлюп, Забытый, Лейба, Ингут. Пути сообщения с первыми тремя деревнями довольно удобны. Церковь с. Нарва одна, деревянная, однопрестольная, во имя свят. живон. Троицы, построена в 1910 г. Церковная библиотека имеется, но весьма скудная. В приходе имеются две министерские школы: в д. Кияйской и в с. Нарва. Штатный причт состоит из священника и псаломщика. Казенное жалованье причту 600 р. Братских доходов причт получает до 250 р. в год. Земля, в количестве 105 десятин, нарезана в 1914 г. Сенокосной земли 15 десятин, пахотной 10 десятин, лесной 80 десятин. Причтовых домов два. Капиталов церковных и причтовых не имеется. Население прихода составляют исключительно переселенцы из губерний Псковской, Могилевской, Витебской, Минской, Смоленской, Черниговской, Вятской, Казанской, Калужской и Тульской. Всего населения в приходе 923 чел. (500 д. м. н. и 423 д. ж. н.) Все население православное за исключением 8 человек лютеран. Занимаются жители прихода земледелием, сплавом леса, добычей кедровых орехов и охотой.

Степно-Баджайский приход открыт в 1910 г. Выделился он из прихода Шалинского. С. Степной Баджай находится за р. Маной, стоит на горной речке Баджай в здоровой горной местности; от епарх. города находится в 150 к. К приходу приписаны 23 деревни, населенные исключительно переселенцами из Европы. России. Деревни находятся от села на расстоянии от 5 до 34 верст. Церковь в приходе одна, деревянная, однопрестольная, пока еще не освящена. Библиотеки при церкви нет. Летопись церковная ведется с 1913 г. В приходе пять министерских школ. С 1914 г. в с. Ст. Баджай существует приходский комитет для оказания помощи семьям воинов. Из гражданских учреждений в селе имеется врачебный пункт.

Штатный причт состоит из священника и псаломщика с жалованьем от казны в 800 р. на причт. Население прихода состоит из 876 душ, из коих 316 баптистов, 136 лютеран и 15 католиков. Занимаются жители прихода земледелием и добыванием кедрового ореха.

Сугристский Богородице Рождественский приход открыт в 1914 г. будучи выделен из прихода Шалинскаго. С. Сугристское, заселенное в 1900 г. стоит на левом берегу р. Имбежа здоровой лесной местности. От епархиального города село находится в 100 в., от жел.-дор. ст. Камарчага в 28 в., от почтового отделения, волостного правления и врачебного пункта в с. Шалинском в 10 в. В состав прихода, кроме села, входят следующие поселки: Ново-Михайловский, (в 4 в.) Ново-Покровский (в 5 в.) Георгиевский, (в 8 в.) Покосенский (в 5 в.) и Ново-Александровский (въ 6 в.). Bсе эти поселки возникли одновременно с селом в 1900-1901 г. г. Церковь в приходе одна, деревянная однопрестольная, в честь праздн. Рождества Пресвятыя Богородицы, построена в 1913 г. Библиотеки при церкви нет. В приходе имеются министерские школы в с. Сугристском и в поселках Ново-Михайловском, Ново-Покровском, Покосенском и Ново-Александровском. Штатный причт состоитъ из священника с жалованием в 600 р. и псаломщика с жалованием в 200 р. Братских доходов получается на причт до 270 р. в год. Капиталов и земли у церкви и причта не имеется. Причтовые дома строятся. Населения в приходе 2035 чел. (1085 д. м. п. и 950 д. ж. п.). Все население православное, состоит исключительно из переселенцев из губерний Витебской, Могилевской, Гродненской, Орловской; Псковской и Курской. Занимаются жите¬ли прихода земледелием.

Тертежский Знаменский приход состоит из с. Тертежского, приписного к нему с. Никольского, (в 18 в.) д. Тенгиной (в 4 в.) и д. Сергеевки (в 8 в.). От епархиального г. с. Тертежское находится в 69 в. Церковь в с. Тертежском деревянная, одпопрестольная во имя Знамения Пресвятой Богородицы, построена в 1904 г. Кроме того, имеется деревянная однопрестольная церковь в с. Никольском, в честь Покрова Божией Матери. В с. Тертежском имеется одноклассная церковно-приходская школа на 50 чел. учащихся, а в д. д. Тенгиной и Сергиевке имеются одноклассные министерские школы. Штатный причт прихода состоит из священника с жалованьем от казны в 300 р. и псаломщика с жалованьем в 100 р. Братских доходов поступает на причт до 900 р. в год. Священник получает еще за преподавание Закона Божия в Тенгинской школе 100 р. и в Тертежской школе 60 р. в год. Причтовый дом имеется один (для священника); псаломщик живет в наемном помещении. Причтовой земли 99 дес. Земля неудобна ни для пашни, ни для сенокоса и дохода не приносит. Капиталов причтовых нет; церковных капиталов в Тертежской церкви 777 р. 87 к., в Никольской Покровской церкви 894 р. 52 к. На¬селения в приходе 1214 душ м. н. и 1144 души ж. п. Все на¬селение православное.

Шалинский Параскевиевский приход открыт в 1859 г. Вы¬делился он из прихода Балайской Покровской ц. Канского уезда. С. Шалинское стоит при слиянии рек Шала и Есауловки в не особенно здоровой таежной и болотистой местности. От епархиального города село находится в 85 верст., от ближайшей жел.-дор. станции Камарчага в 12 верстах; в самом селе находятся волостное правление, почтовое отделение, врачебный пункт и 4-й мировой участок Красноярского уезда. В состав прихода входят след. деревни: Ново-Никольская, Ванновская, Камарчагская, Верхне-Есаульская, Нижне-Есаульская, Торгинская, Белогорская, Верхне-Шалинская, Духовичи, Божея, Казанчеж, Сосновская, участок Мишкин, участок Самовольный. Дер. Нижне-Есаульская заселена казаками, поселившимися здесь в 50 годах 19 стол., д. Верхне-Есаульская заселена старожилами, выселившимися из д. Карымовской Подсопочного прихода в 60 годах прошлого столетия, а остальные деревни заселены переселенцами из Европейской России (приблизительно, с 1905 г.). Деревни от с. Шалинского находятся на paстоянии от 4 до 20 верст; сообщение с ними удоб¬но. Церковь в приходе одна, деревянная, однопрестольная, во имя св. муч. Параскевы Пятницы (28 окт.), построена в 1899 г. Летопись церковная ведется с 1862 г. При церкви есть библиотека, состоящая из 152 томов и 268 названий. В д. Белогорской в 1915 г. построена небольшая деревянная часовня. В Шалинском есть двухклассная церковно-приходская школа; учащих в ней три лица и законоучитель, а учащихся около 150 чел. Министерские школы имеются в след. деревнях прихода: Ванновской, Белогорской, Ново-Никольской, Торгинской, Камарчагской, Кубенской, Верхне-Шалинской, Сосновской и на участке Самовольном. В с. Шалинском есть приходское попечительство для оказания помощи семьям воинов. Штатный причт состоит из священника, с жалованьем от казны в 300 р., и псаломщика, с жалов. в 100 р. Братских доходов получается около 1250 р. в год. Руга не полагается с 1904 г. Причтовый дом один (для священника); псаломщик живет в наемном помещении, за которое плат, из церк. сумм 72 р. в год. Земли у причта (с 1904 г.) 99 десятин, у школы 15 десятин. Причтовых капиталов нет; церковный капитал 1.000 р. Жителей в приходе около 7.000 чел. Населениe состоит из коренных сибиряков, инородцев, ссыльных, и переселенцев из губерний: Могилевской, Витебской, Курской, Псковской, Гродненской и Орловской. Занимаются жители прихода земледелием, лесным Промыслом, торговлей, пчеловодством и извозом.

Сведения из книги:

Краткое описание приходов Енисейской епархии: издание Енисейского церковно-историко-археологического общества. – Красноярск: Эл.-тип. Епархиального братства, 1916. – 243 с.

На обл. в подзаг.: Из истории Енисейской епархии. Выпуск I.

Материал предоставлен старшим библиографом Манской библиотеки Е.Н. Стрижневой